Походы на строительные рынки часто заставляют задуматься о возможностях экономии. В случае ремонта и отделки сбережение средств заключается в том, чтобы что-либо сделать своими руками.
Обычному человеку бывает сложно отличить сосну от дорогих пород. Между тем красоту и фактурность планкам или вид красного состаренного дерева придает несложная процедура, называемая брашированием древесины. Это процесс искусственного состаривания дерева, заключающийся в механическом повреждении мягких волокон. Это придает доске, планке или обычной вагонке «антикварный» вид. Сущность предельно проста и она выполнима в домашних условиях.
Содержание
Древесине, как и любому натуральному материалу, характерно старение. Этот процесс происходит по причине износа мягких древесных волокон под воздействием внешних факторов. Но ждать, когда дерево постареет естественным путем, у дизайнеров нет. По этой причине в декоративных целях прибегают к методам искусственного состаривания.
Само слово браширование происходит от английского названия щетки — brush. В рамках промышленного производства используют брашировальные станки или машины.
Суть состаривания заключается в том, чтобы подвергнуть деформации мягкие древесные волокна, а разнообразие методов зависит от того, к какому способу деформации прибегают специалисты по деревообработке. В зависимости от предназначения доски или иного пиломатериала различается и глубина браширования.
Для использования при внутренней отделке, например, стен или потолка можно применять способы глубиной до 3 мм. Если доски предназначены для пола, то удаляются волокна не более, чем на 0,8 мм. Метод глубокого браширования создает наиболее яркий эффект состаривания, а покрытие становится более рельефным, отображая текстуру дерева. Глубокие методы браширования древесины актуальны для досок и планок, а также бруса, предназначенного для изготовления мебели.
В домашних условиях актуальны для использования следующие способы браширования:
Инструмент для того или иного способа можно найти в любом строительном гипермаркете, при этом навыков процесс не требует.
Самый простой метод искусственного состаривания дерева, заключается в использовании металлической или нейлоновой щетки.
Алгоритм действий следующий:
Чтобы ускорить обработку, ручную щетку можно заменить специальными шлифовальными дисками. Внешне они мало отличаются. Процедура ускоряется посредством УШМ. Насадка крепится на болгарку. Также для получения различных результатов выбирается толщина проволоки.
Лучшего эффекта искусственного состаривания и большей декоративности можно достичь, используя щетки-насадки с тонкой проволокой. В таком случае одновременно происходит процесс легкого шлифования, поверхность получается гладкой, напоминающей лакированную.
Способ также предусматривает использование металлической щетки или болгарки с проволочной насадкой. Сделать такое браширование древесины — нехитрый процесс.
На этом процесс декоративной обработки не заканчивается. Далее в ход идут морилка и лаки. В зависимости от того, какой цвет необходимо придать изделию, используют цветную морилку. Обработка также не сложный процесс. Водную морилку можно использовать в чистом виде, тогда цвет будет более насыщенным, если этого не нужно, ее разводят водой. Раствор наносится тонким слоем щеткой для окрашивания, при необходимости — в несколько слоев. Если необходимо сохранить натуральный оттенок, применяется морилка в цвет древесины. После высыхания состава дерево покрывается бесцветным или цветным лаком.
Чтобы браширование дало нужный эффект, обработанная поверхность окрашивается в серый цвет. Для этого рекомендуется использовать акриловые лаки, обеспечивающие одновременно и защиту поверхности. Перед окрашиванием рекомендуется дополнительно обработать дерево антисептиком и пропитать противопожарными растворами. Среди преимуществ браширования отмечается тот факт, что искусственное состаривание повышает прочность материала. Использование во время обработки антисептических растворов препятствует появлению гнили или грибковых образований.
Мастера рекомендуют выбирать мягкие породы с древесиной средней твердости, у которых годичные кольца имеют четко выраженную структуру. Способ искусственного старения хорошо работает на следующих видах деревьев: сосна, орех, лиственница. Материал из них после процедуры получает красивую и глубокую фактурность. Хотя с лиственницей придется повозиться из-за того, что она смолиста.
Не менее интересный, хотя и не столь выраженный, эффект получается на древесине с твердой структурой — дуб, ясень.
Процедуру браширования не рекомендуется выполнять на древесине следующих пород — клен, бук, ольха, тик, груша. На породах этих деревьев процесс искусственного старения методом браширования либо совсем невозможен, либо слишком сложен и результат не оправдывает средств.
Также невозможно применить браширование на большинстве пород тропических деревьев, несмотря на их ценность. Из-за особенностей климата, в которых они произрастают, у них практически нет разделения между годовыми кольцами. Возможно ли проведение процедуры на фанере и фанерованных плитах? Да, это допустимо. Но все действия надо выполнять крайне аккуратно из-за тонкости шпона. Но даже небольшой рельеф сделает невзрачную фанеру, намного выразительнее. Неплохо браширование смотрится и на деревянной вагонке.
Процедура считается самым простым и максимально доступным в домашних условиях методом визуального состаривания древесины. Достаточно иметь минимум оборудования. Даже, используя только ручной труд, можно добиться прекрасного результата.
Для работы понадобятся:
Все работы по старению дерева можно значительно упростить путем их механизации. Для этого можно использовать либо электрические дрели, либо УШМ (болгарки). К ним потребуется приобрести широкие или плоские щетки следующих видов — металлические, полимерные с абразивным покрытием, сизалевые или волосяные.
Чтобы достичь безупречного результата, нужно соблюдать алгоритм работ. Примерный план выглядит следующим образом.
Рекомендуется обрабатываемую поверхность немного увлажнить. Это позволит снизить количество пыли. Первую обработку нужно проводить щеткой из металла, жесткость подбирается в зависимости от твердости древесины — чем она выше, тем щетка должна быть жестче. Но при этом нужно проследить, чтобы ее «щетина», удаляя мягкие волокна с материала, не повреждала твердые. Щеткой нужно двигать по направлению волокон.
При работе с электроинструментами необходимо следить за скоростью — она должна быть достаточной для эффективного удаления волокон. Но если ее увеличить, то имеется опасность запекания древесины — появления на обрабатываемой поверхности темных пятен как от огня.
На первых порах таких ошибок не избежать, но с увеличением опыта они уменьшатся.
При ручной обработке таких проблем не бывает. Но в этом случае надо быть готовым к тому, что усилий и времени для достижения требуемого результата нужно будет приложить значительно больше. Но ручная работа ценится намного выше машинной.
На болгарке надо сменить металлическую щетку на полимерную и начать первичную шлифовку, в ходе которой с поверхности древесины убирается шероховатость и обрывки волокон после первичной обработки. После их удаления можно оценить обработку — глубину и качество структурирования. Если результат не удовлетворяет, то процедуру можно повторить.
Также на этом этапе многие добавляют дополнительные элементы украшения в структуру дерева. Делается это с помощью обычной стамески. После черновой шлифовки углубления можно дополнительно подправить, придав им вид естественных трещин, образующихся на поверхности материала с течением времени.
На электроинструменте производится смена щеток — ставится сизалевая или волосяная. С их помощью проводится финальная полировка, она придаст изделию законченный вид. Древесина обретет лоск, что позволит полностью выявить ее декоративность.
При ручной обработке вместо указанной щетки используется мелкозернистая наждачка. С ее помощью можно создать идеальную полировку поверхности.
Шлифовка подготавливает поверхность к лакировке. Но перед этим ее нужно высушить и очистить от остатков пыли, иначе лак плохо ляжет.
Чтобы придать изделию красивый вид, древесину можно покрасить, патировать, золотить и т.д. При помощи морилки можно выполнить контрастные фактурные рисунки, это позволит ускорить «старение» материала. Эффект можно усилить следующим способом — нанести обильное количество морилки на поверхность и быстро удалить излишки. В этом случае участки с мягкими волокнами впитают краску и обретут темный оттенок, а участки с твердыми останутся светлыми.
Максимальный эффект дает золотая краска, она забивает микротрещины и углубления. А фоном останется естественная окраска самой древесины. Кроме этого золотые блестки придадут изделию оригинальность.
После того как будет нанесена краска, поверхность еще раз полируется. Это позволяет избавиться от шероховатости, которая возникает при покраске.
Заключительный этап — лакировка изделия. Перед этим его нужно полностью просушить и очистить от пыли, иначе качество лакировки будет очень низким. Если подвергается брашированию паркет, то лак нужен специальный, паркетный. В противном случае материал прослужит недолго.
Наиболее популярное направление — это изготовление предметов интерьера и декора — мебель, полки, потолочные балки, стеновые панели. Все это наполнит дом антуражем, аристократичностью и роскошью.
Краснодеревщики выделяют материал, немного испорченный короедом. Для мастеров такая древесина является доказательством древности, а значит, изделия из него будут цениться дороже.
Аналогичные повреждения дерева выполняются при помощи шила или сверла. Также благородный ущерб материалу можно нанести путем его «избиения» мешочком, заполненным гайками, болтиками и т.д.